Уроки танцев, как средство обретения внутренней гармонии
Цели и мотивы прихода людей на уроки танцев – самые разнообразные — от простого желания развлечься, отдохнуть, сменить обстановку, до более глубинного стремления «изменить свою жизнь к лучшему». Да, именно так, не больше и не меньше. Правда желание это в 99% случаев является неосознанным, однако неудовлетворенность собой, своим неумением красиво и гармонично двигаться, физическая и психологическая закрепощенность заставляет миллионы людей во всем мире приходить в танцевальные центры и школы на уроки танцев и рассматривать обучение танцам, как прекрасную возможность самосовершенствования. В настоящей статье мы попытаемся понять, что есть танец для физической, эмоциональной, психической жизни человека и какие факторы мешают процессу эффективного обучения танцам. Способность к танцу и понимание танца заложены в каждом человеке, как в биологическом существе, подчиняющемся тем же законам природы, которым подчиняются все живые существа на нашей планете. Суть в том, что природа танца глубоко физиологична: танец соединяет в себе движение и ритм — два закона, управляющих жизнью. У танца есть душа — тот смысл, скрытый или явный, который мотивирует каждое из движений, подчиняющихся ритму.
И начало она берет еще в тех временах, когда люди, как и животные, могли общаться друг с другом только посредством жестов, телодвижений и мимики. С тех пор мало что изменилось — с появлением речи люди научились скорее скрывать свои мысли и чувства, чем выражать их. А тело все так же отражает движения души, те чувства, ощущения и намерения, которые ускользают от цензуры ума, движимого моральными запретами и ограничениями. Танец имеет ту же основу, что и жестикуляция, и обычная эмоциональная выразительность. Однако эти действия более сложные, чем просто жесты, во-первых, потому, что это уже целенаправленные действия (контролируемые и управляемые), заданные определенным уровнем сложности, связанными с демонстрацией возможностей человеческого тела, а во-вторых, в танце человек выражает не только свое сиюминутное состояние, но и передает информацию о своем отношении к различным явлениям и людям, реагирует на них и побуждает их к ответным действиям. И в результате танец получается маленькой историей человека и о человеке, рассказанной телом, движением, ритмом.
Танец каждого человека индивидуален. Сходство и индивидуальность определяются различными данными каждого. Мы все разные: цвет волос и глаз, отпечатки пальцев, формы и размеры тела — все индивидуально, включая генетический код ДНК. Но все мы — люди, представители одного вида, у каждого из нас есть руки-ноги, мы все ими одинаково пользуемся (хотя существуют потрясающие индивидуумы, умеющие исполнять виртуозные, недоступные другим вещи своим телом). Такая же аналогия и с психикой — как бы ни была она индивидуальна, ее структура, как и структура наших материальных органов, одинакова, а потому существуют для всех одни законы, по которым наша психика воспринимает, классифицирует и выдает информацию различного плана. И если бы не было этого сходства и этих законов, каждый из нас был бы непонятен и чужд другому. Более того, мы просто не смогли бы общаться друг с другом, поскольку между нами не было бы ничего общего. Однако мировоззрение каждого из нас различно, оно сложено из множества мельчайших деталей и событий в тех неповторимых комбинациях, которые присущи жизни только одного человека, а потому то творчество, в котором мы выражаем результат нашего развития, точно так же неповторимо, как и наше мировоззрение. В любом образе, изображенном художником, будь то танцор, композитор, живописец, писатель, певец, актер, каждый находит что-то свое, ему одному важное, близкое и понятное. Таким образом, индивидуальность танца и эффективность обучения танцам складывается из индивидуальных возможностей тела и души, но для развития этих возможностей используются методы, тренинги, специальные уроки танцев, основанные как раз на сходстве физиологии и психики. Каждый вид искусства существует благодаря той информации, которую один человек хочет передать другому.
Каждый из художников передает информацию теми средствами, которыми он владеет: певец — голосом, живописец — красками, композитор — мелодией и ритмом, писатель — речью, актер и танцор очень похожи, разница лишь в том, что актер пользуется телом и голосом, а танцор — телом и музыкой. Таким образом, искусство, а в том числе и танец — это средство общения, язык. Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию — это его мышцы. Мало знать, что передать другому, мало хотеть это передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом — телом.
Для того, что бы научиться пользоваться этим инструментом, существуют различные системы обучения танцам, различные виды и формы уроков танцев, позволяющие сконцентрироваться на различных аспектах танцевания. Перечислим лишь некоторые из форм обучения танцам: Тренировка координации движения, позволяющая научиться контролировать, где в данный момент находится каждая из частей тела и что она делает, и скоординировать их движение; Тренировка ритма, в огромной степени зависящая от мышечного тонуса, поскольку мало слышать и понимать ритм, необходимо научить свое тело быстро, в ритм передвигаться; Тренировка техники движения — одна из самых важных составляющих тренировочного процесса, поскольку именно техника обучает человека создавать красивое, быстрое, сильное движение при минимальных энергетических затратах; Тренировка физической формы — это тренировка силы, гибкости, выносливости, умения концентрироваться и расслабляться, сокращать и растягивать мышцы; Таким образом, танец — это гармонично скоординированные движения тела и ума. В древнеиндийском трактате ‘Абхинайя дарпана’ объясняется, что танцор обязан иметь песнь на устах, объяснять свои действия руками, а настроение — глазами, и в то же время тщательно следить за ритмом, в котором движутся его ноги. Например: ‘глаза должны следовать за движением рук; за глазами — мозг; за мозгом — чувства; за чувствами — настроение’. А жесты, как говорят индусы, это душа танца. Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущениесвоего тела подвластным любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца, что в конечном итоге влияет не результат обучения танцам. Причинами отсутствия должного эффективного творческого состояния являются: * физическая усталость * психологическая усталость * неудовлетворенность собой. Усталость — это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение — это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть все время в боевой готовности. Снятие усталости, фактически, это снятие установки на защиту.
Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности — физической ли, психологической, мнимой или реальной — все это может определить лишь специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей усталостью. Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит личностный рост. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы, которые человек ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы — факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда человек считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним.
Но стоит только начать концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда человек сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу, при виде той огромной пропасти, что отделяет его от его цели, цель становится ядом и отравляет жизнь, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным несовершенством. И тогда любые уроки танцев становятся неэффективными , а процесс обучения танцам не приносит радости и удовлетворения. Вопрос: как этого избежать во время уроков танцев? Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Одна крайность — ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая — отсутствие навыка к реалистичной самокритике и самоанализу, грубо говоря, нарциссизм. Способ изменения ситуации существует только один – «переделывание», переосмысление своего отношения к себе и своей роли в танцах как образе жизни, к целям своего обучения танцам.
У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных. По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят, расположение звезд, плохой сон и т.д., и т.п. И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины — самого пагубного для развития личности чувства. Неудовлетворенность собой и есть воплощение одной из этих крайностей — чувства собственной вины за то, что в жизни и в танце все не так, как хочется. Для того, что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учится видеть прогресс и позитив в своем развитии, а не «зацикливаться» на отрицательном.
Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства. Уроки танцев, если они проводятся профессионалом, как раз и отличаются тем, что максимально нейтрализуют у учеников чувство неудовлетворенности собой. Опытный преподаватель при обучении танцам сделает все возможное, чтобы его подопечные увидели те положительные изменения, которые происходят с ними после каждого урока танцев, чтобы они смогли почувствовать радость от этих изменений и желание идти вперед по дороге своего личностного роста.