Раскрепощение посредством танца
Наверняка каждый из нас рано или поздно задумывается о том, что есть наше тело? Является ли оно просто нашей естественной физической оболочкой, с которой мы привыкли себя олицетворять, что вполне естественно.
Ведь очень большое внимание мы уделяем своему физическому здоровью, своей внешности, холим себя любимых и лелеем, тем более мы, уделяем много времени и расходуем значительную часть бюджета на то, чтобы выглядеть привлекательно и сексуально. А задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что наше тело является мощным инструментом для выражения внутренних глубинных эмоций, что у него есть своя история, которую оно может Вам поведать с помощью танца. Ведь наше тело — это хранитель и источник тонкой душевной информации, которая отражается в любом нашем движении: походка, жесты, позы, элементарно, по тому как человек танцует, можно многое о нём рассказать. Зачастую мы не задумываемся о том как мы двигаемся, откуда наши движения берут своё начало, каков был первичный импульс, что мы при этом испытываем. Многое мы привыкли делать неосознанно, машинально. Попробуйте понаблюдать за собой, как вы ходите, сидите, и наконец, танцуете! Ведь практически во всех мировых культурах танец издревле был вплетён и в ритуалы и в повседневную жизнь. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела, как средство коммуникации задолго до возникновения языка.
Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. Ощущения, чувство единения и гармонии, которые возникали в групповых ритуалах, давали людям понимание друг друга. Танец позволяет человеку без риска высказать всё то, что может и не может быть выражено словами. Он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом, символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания своего ‘Я’. Движение само по себе изменяет ощущение. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот фундамент ,на котором возникают и обнажаются чувства. Через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни.
Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу. Некоторые считают, что не умеют танцевать. На самом деле, они глубоко заблуждаются. Любое движение, идущее изнутри, это и есть танец, пусть это будет даже лёгкий взмах руки. Каждая личность индивидуальна, у каждого свой танец. Можно познать человека по тому, как он двигается. В первую очередь, через движение мы познаём самих себя. Эта тема довольно обширная, обратим внимание на отдельные моменты в исследовании движения тела:- связь тела и пространства. Осознаём ли мы, как в танце используем пространство вокруг тела? Используем ли мы всё доступное пространство, или все доступные возможности в этом пространстве? Насколько свободно мы двигаемся, или нам комфортнее занимать небольшую территорию, когда мы танцуем?
Какая амплитуда у наших движений, каков их характер? Чувствуем ли мы границы своего тела? Существует классификация зон кинесферы (это пространство вокруг тела, в котором оно может двигаться).Три горизонтальных яруса: 1) нижний — от бёдер вниз до земли и всё доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т.д. 2) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч. 3) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, ‘полёты’ и т.д. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Наблюдения показывают, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус с ограниченной амплитудой движения. Его можно назвать ярусом ‘ординарных движений’. Чаще всего идут от бёдер и плеч. Хотя, именно в этом ярусе амплитуда движений максимальна. Верхний ярус относится к стихии воздуха. Для многих людей нашей культуры движения в этой области связаны с изменениями образа ‘Я’, прорывом, воплощением нереализованного, идеального ‘Я’, мечты о свободе, полёте и танце, идущие из детства. Или с освоением нового и незнакомого. Нижний ярус относится к стихии земли.
Движения в этой области связаны с движением по времени личной истории к детству (ползание, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, спуском в ‘дочеловеческое’. Это ‘нисхождение’ часто даёт доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, так как тоже связано с разрушением образа ‘Я’. Можно сказать, что двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым. Спокойная музыка создаст благоприятный фон для Вашего путешествия, слушайте своё тело. Начните свое движение в среднем ярусе, постепенно переходя на нижний и верхний. Понаблюдайте за вашими ощущениями, какие чувства и эмоции рождаются в этом процессе?
Где вам более комфортно, интересно? Где ваш танец более выразительный и полный? Проживите ваш танец чувствами. Ознакомившись с пространством и возможностями движением в нем, перейдите на другой этап: попробуйте поиграть с ним, переходя с одного яруса на другой, в той последовательности, которая вам ближе по ощущению. Это удивительное путешествие откроет для вас новые возможности в танцевании и познании себя. — тело и дыхание. Дыхание — это жизненно необходимый процесс. Он непрерывен, но мы никогда не задумываемся об этом. Мы живем, дышим и не замечаем как это происходит. Этот процесс настолько естественен для нас, что мы даже не задумываемся о его роли в нашей жизни, а его роль очень значительна. Также оно является одним из важнейших моментов в танцевании. Если попробовать проанализировать, что происходит с нашим телом, мы увидим, что грудная клетка раскрывается на вдохе, и сокращается на выдохе. Вдох — это раскрытие, растяжение; выдох — сокращение, сжатие, закрытие. Тело наполняется жизненной энергией при вдохе и расслабляется на выдохе. Давайте попробуем протанцевать свой танец с помощью дыхания.
Для начала необходимо ‘встряхнуть’ свое тело, чтобы освободиться от лишнего физического напряжения. Стоя в том положении, когда стопы находятся под бедрами, ноги на ширине плеч, необходимо почувствовать уверенную опору под ногами, направляя свое внимание на вес и стопы. Постепенно начиная со стоп создать мелкую вибрацию, которая распространится по всему телу до макушки головы. Эта вибрация усиливается, переходит в интенсивную тряску. На первое время это упражнение можно проделывать не более 5 минут. После, направьте все свое внутреннее внимание на дыхание, вдох и выдох. Пусть оно будет более глубоким и явным, чем вы привыкли. Наблюдайте, у дыхания своя частота, ритм, глубина.
Чувствуйте, экспериментируйте, наблюдайте. Потанцуйте своим дыханием. Почувствуйте импульсы своего тела, которые задает ваше дыхание, как оно может на них откликнуться. Возможно, это минимальные движения в корпусе, или наоборот максимальное раскрытие грудной клетки на вдохе, ярко выраженное сжатие на выдохе. На ваше дыхание может откликаться все тело. Дыхание задает характер движения, каким оно будет: плавным, мягким, резким, долгим, кратким…Может у вас появится желание спуститься на пол. Следуйте вашим импульсам, слушайте их и выражайте