Contemporary dance
Contemporary dance (модерн дэнс) — это направление в современной хореографии, в основе которого лежит направление модерн дэнс — эта система танца, объединяющая множество относительно самостоятельных направлений, связанных с именами великих исполнителей и хореографов: Марты Грэм, Дорис Хэмфри, Рудольфа фон Лабана, Хосе Лимона, Мерса Каннингхема, Лестера Хортона и др.
Основатели танца модерн, как правило, отрицали академический классический танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека, но признавали классическую школу как необходимый тренинг для танцовщика.
Модерн дэнс — это авангард балетного танцевального искусства, который ставит рисковые эксперименты над классическим танцем. Модерн развился вопреки классическому балету, в нем танцоры стремились выйти за рамки классики — это некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле modern, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, акробатические рисунки. Большое внимание уделяется работе с пространством, гравитацией, весом собственного тела, потерей и нахождением баланса (равновесия).
В XX веке на базе модерн дэнс в США зародилось направление Contemporary Dance. Одной из главных идей контемпа является возможность танцора отойти от классических догм хореографии и выразить себя с помощью «свободного» танца. В технике отсутствуют чётко обозначенные движения классического балета. Это открывает широкиегоризонты для самовыражения в танце.
«Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, но и соответствие движений тела мироощущению танцора и его эмоциональному состоянию, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.
В контемпорари, не смотря на огромное разнообразие видимых форм движения, есть базовые принципы работы с телом:
• Связь дыхания и движения;
• Правильное выстраивание тела на основе различных техник (техника Александера (Alexander Technique), метод Фельденкрайза (Feldenkrais method), идеокинезис, основы Бартениефф и др.)
• Различение мышечной и суставной работ;
• Работа с весом тела, центром тяжести, силой притяжения;
• Использование инерции в движении и др.